Алексей Шубин (alexei_shubin) wrote in comment_bible,
Алексей Шубин
alexei_shubin
comment_bible

Category:

Речь Иисуса о последних днях

Глава 24 Евангелия от Матфея довольно сложная и спорная. Дело в том, что разрушение храма, о котором говорится в начале главы, произошло в 70 г., а второе пришествие Христа, до сих пор не произошло. Некоторые считают, что, как и древние пророки, Иисус описывал два отдаленных события в одном образе, и что от пророка не требовалось  излагать пророчества (которые в данном случае были ответом на вопросы о двух событиях) в хронологическом порядке. Есть и такие богословы, которые считают, что всё, о чём говорилось в этой главе, исполнилось в 70 г., или же речь до 35 стиха (включая ст. 29-31) относится к разрушению храма, а начиная с 36 стиха, речь идёт о втором пришествии. Ясно, что такое понимание требует отказа от буквального и очевидного смысла слов Спасителя. Кроме того, такое понимание непоследовательно: с одной стороны оно признаёт истинность пророческих слов Иисуса, объявляя 70 г. исполнением Его пророчества, а с другой стороны не признаёт очевидный смысл других пророчеств. Поэтому с нашей позиции, всё, о чём говориться в этой главе, ещё ожидает своего буквального исполнения. Даже полное разрушение храма ещё осуществиться в период великой скорби и царства антихриста.

1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2 Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

24:3. Почему ученики объединили два этих события: разрушение храма и второе пришествие? Возможно, они считали, что храм должен существовать до наступления мессианского века. К такому мнению их могли подтолкнуть пророчества о 70 седмин (периодов в 7 лет) у Даниила (Дан. 9:24-27) Сейчас мы живём в период между 69 и 70 седминами (Дан. 7:26), этот период почти оказался вне поля видимости пророка, так как период церкви был тайной в Ветхом Завете (Еф. 3:4-5). Другое место из Ветхого Завета, свидетельствующее о том, что храм пребудет до пришествия мессианского века: Агг. 2:6-9, ср. Евр. 12:26-27. Но оно не означает, что храм не будет разрушен во времена антихриста и не будет вскоре вновь восстановлен во время второго пришествия Христа. В новозаветное время Ирод перестроил храм, однако он считался всё тем же «вторым храмом» [1]. Сейчас, после разрушения храма в 70 г., центром иудаизма стала оставшаяся от него «стена плача». Скорее всего, от неё начнётся строительство так называемого «третьего храма».

Стена плача

Стена плача в Иерусалиме


  Ученики спросили Иисуса наедине, так как нельзя было публично признавать Его Мессией, чтобы не навлечь гнев иудейских властей[2]. Иисус ответил на второй вопрос учеников: он очень мало касается разрушения (запустения) храма, вся речь сфокусирована вокруг второго пришествия. Предыдущее пророчество о разрушении храма имеет поэтапное исполнение: оно исполнилось в 70 г., но во времена антихриста и великой скорби ожидается ещё одно разрушение и опустошение храма. Поэтому речь о пришествии является ответом на вопрос о времени разрушения храма (ср. Марк. 13:1-4; Лук. 21: 5-7).


34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет;

24:34. Здесь Иисус говорит, что, как и полагали ученики, Израильский народ не перестанет существовать до окончания этого века и второго пришествия.

Но мы рассмотрим и другую точку зрения, считающую что «род сей» означает современное Иисусу поколение. Такое мнение может приводить не только к неправильной, с нашей позиции экзегетике (толкованию), но и открывает для критиков Библии возможность утверждать, что Иисус ошибался в Своих пророческих предсказаниях.

Греческое geneá [генеа́] означает рождение, происхождение; век, поколение (в значении продолжительности жизни, т. е. эпоха, или в значении потомства, т. е. род, племя)[3].

Чтобы ответить на вопрос о том, в каком именно значении используется это слово в рассматриваемом нами стихе, нам нужно посмотреть, как оно употребляется в других текстах Библии. Некоторые тексты могут свидетельствовать в пользу того, что значение слова «род» есть «поколение» (напр. Матф. 12:45; Лук. 17:25). Однако, при рассмотрении других текстов становится ясно, что нельзя заменить «род» на «поколение», но правильнее будет заменить на «происхождение» или «народ».

«да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Матф. 23:35-36, выделено нами).

Ясно, что за кровь всех предшествующих праведников ещё предстоит расплачиваться всем народам, в том числе народу Израильскому (Откр. 6:10-11) Этой расплатой не был только 70 г. Евреи не были потомками Каина. Обратите внимание на местоимение «вы», выделенное нами. Вина лежит не на отдельном поколении, а на всём народе, и даже более того, на общей «породе», непрерывно проявляющейся во всех народах в преследовании праведников за правду.

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Марк. 8:38, выделено нами).

Здесь «род сей» означает нечто большее, чем просто одно конкретное поколение. Последующие поколения не менее грешны, чем поколение, современное Христу.

Если мы признаем, что «род сей» означает народ, то не будет проблем и с истолкованием Матф. 12:45 и Лук. 17:25, так как целое может означать частное (например слово «Израиль» может обозначать как совокупность евреев всех времён, так и современное поколение евреев). Но если придать значение этому слову исключительно «современное поколение», труднее будет правильно истолковать Матф. 23:35-36 и Марк. 8:38.

Кроме того, в Библии нет не одного места, свидетельствующего, что Иисус должен вернуться во время жизни первого поколения. Единственные исключения, не совсем ясное Матф. 24:34 и повторяющие его почти слово в слово Марк. 13:30 и Лук. 21:32 (в той же речи Спасителя на горе Елеонской). А это очень странно, ведь ученики часто писали о втором пришествии. После 70 г., если апостолы и первые христиане действительно ждали Иисуса во время жизни Его поколения, в христианстве был бы кризис разочарования, что не могло бы не найти своё отражение в писаниях апостолов и их первых приемников, но старец Иоанн Богослов нечего не написал по этому поводу. Более  того, апостолы часто говорили о неизвестности времени второго пришествия (Матф. 24:36; Деян. 1:6-7; 1 Фес. 5:1-2; 2 Пет. 3:3-4, 8-9).


[1] «Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку храма, стремясь придать ему небывалое великолепие. Храм по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту, при этом ежедневные службы не прерывались» (Ф. Ринекер, Г. Майер, «Библейская Энциклопедия Брокгауза», ст. «Храм»).

[2] «Когда Матфей пишет, что Иисус оставил храм (вышед Иисус шел от храма), а затем пришел на гору Елеонскую (3), он, возможно, имеет в виду не только изгнание Иисуса из иудейского общества, но и видение Иезекииля о славе Божьей, которая покинула обреченный на разрушение храм и остановилась на Елеонской горе (Иез. 10:18,19; 11:22,23)» ("Новый библейский комментарий", комм. к Матф. 24:1-2). Ср. «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (23:38). «Дом ваш» – возможно потому, что храм покинут Богом.

[3] «Еврейско-русский и греческо-русский словарь указатель на канонические книги Священного Писания. С комментариями на основе словарей Дж. Стронга», СПб: «Библия для всех», 2005 г.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment